Анна Алиева-Хрусталёва: Первой, кто нас публично поддержал несколько лет назад, стала Ирина Альфредовна Гехт. В то время она была в Совете Федерации и, услышав о фудшеринге, разобравшись в том, чем занимается наш банк еды, очень поддержала нас с точки зрения снятия барьеров для развития фудшеринга. Она как человек, который в социальном направлении хорошо разбирается, понимала пользу, которую мы можем принести при поддержке государства. Сейчас Ирина Альфредовна — вице-губернатор Челябинской области. Собственно, именно в Челябинской области был создан первый региональный банк еды. Вторая мощная фигура на этом поле — Артём Метелев. Сейчас он возглавляет в Государственной Думе Комитет по молодёжной политике и выступает амбассадором нашего банка еды.
Темой рационального потребления активно занимается Агентство стратегических инициатив (АСИ). Мы с АСИ ведём совместные программы. Кроме того, невозможно обойти стороной бизнес. Это, во-первых, наши крупнейшие ритейлеры, такие как Магнит, X5 Group, большой сонм производителей, магазины более маленьких сетей, которые работают с нами по всей России. Сейчас с нами сотрудничают порядка 70 компаний.
Серьезным партнером по распределению продовольствия выступает Русская православная церковь и другие традиционные конфессии. Потому что, когда поступает товар с ограниченным сроком годности, с очень сложными условиями хранения, долго его хранить нельзя. Когда приходит фура с едой, её нужно тут же раздавать. Для этого требуется серьёзная сеть социальной дистрибуции. Мы еду реализуем не только посредством собственных ресурсов, но и используем возможности, которые предоставляют нам Русская православная церковь и другие традиционные конфессии.
Существует достаточно большое количество социально ориентированных некоммерческих организаций, которые помогают определённым категориям граждан, например, семьям с детьми в трудной ситуации либо конкретно пожилому поколению.
Что ещё хотелось бы отметить. Cегодня мы стоим на пороге активного развития фудшеринговых организаций в регионах. Мы запустили социальную франшизу банка еды для того, чтобы масштабировать этот опыт качественно и оперативно cо всеми нашими наработками, автоматизацией, партнёрами. Но для этого требуется поддержка со стороны региона, потому что этот проект инфраструктурный и только на волонтёрском ресурсе его поднять невозможно. Можно начать, например, с 5 магазинов, ходить по ним группками, собирать продукты. Но если говорить о системной и масштабной работе в регионе, то поддержка требуется уже от властей. И есть регионы, которые такую поддержку оказывают, например, Челябинская область, Краснодарский край, Ростовская область, Великий Новгород. Сейчас мы готовимся к тому, чтобы запустить системную работу в нескольких регионах.
Шапсугова Мариетта Дамировна: В России развитие фудшеринга поддерживается различными структурами, включая государственные органы, бизнес и общественные организации.
Задача государственных органов — играть ключевую роль в создании благоприятного правового режима для развития фудшеринга, включая разработку стандартов и правил для безопасного распределения пищи, установления налоговых льгот или оказания финансовой поддержки для организаций, занимающихся фудшерингом.
Бизнес у нас также активно включён в развитие фудшеринга. Многие компании, особенно в сфере продовольствия и розничной торговли, реализуют программы по перераспределению избыточных продуктов или сотрудничают с фудшеринговыми организациями для решения проблемы пищевых отходов.
Некоммерческие и благотворительные организации часто становятся двигателями развития фудшеринга, особенно на местном уровне. Они могут организовывать сбор и распределение продуктов, работать с местными сообществами и бизнесом, чтобы содействовать практикам фудшеринга.
Так, банки продовольствия по модели b2c организуются в форме юридических лиц — некоммерческих организаций-фондов. В России одним из крупнейших таких фондов является благотворительный фонд «Банк еды Русь». Продуктовые излишки от производителей и ритейлеров (например, совместная с Х5 Group акция «Корзина доброты») распределяются фондом через другие некоммерческие и религиозные организации.
Развитие фудшеринга поддерживают и международные организации. Например, ООН и её агентства, такое как Всемирная Продовольственная Программа (ВПП), играют важную роль в развитии фудшеринга в различных странах, создавая программы, обмениваясь опытом и осуществляя техническую поддержку. Университеты проводят исследования по фудшерингу, разрабатывают инновационные подходы в этой области.
Олеся Беспёрстова: Сейчас в вопросах спасения еды инициаторами больших изменений прежде всего являются общественные организации или отдельные люди.
Так, автор концепции «Банка еды», предприниматель и благотворитель Джон ван Хенгель работал волонтёром в бесплатной столовой для бедных, когда узнал, как много пригодной к употреблению еды попадает в мусорные баки. Расточительный подход к еде показался Джону бессмысленным. Он предложил предпринимателям не выбрасывать эти продукты, а приносить их на специальный склад для хранения и передачи нуждающимся.
В 2012 году в Европе эта технология получила новый виток развития и легла в основу общественного экологического движения. Участники фудшеринга стали обмениваться неиспользованной едой. Сердцем движения стала платформа foodsharing. de, которую создали экоактивисты и новаторы Валентин Турн и Рафаэль Фельмер. Благодаря платформе адепты фудшеринга смогли общаться друг с другом и координировать мероприятия.
В 2012 году «Банк еды «Русь» запустил в работу виртуальную модель первого банка еды в России, основанную на технологии промышленного фудшеринга.
Выбранная модель оказалась крайне эффективной уже на этапе запуска банка еды: она позволила быстро настроить процессы и масштабировать деятельность на всю страну. С 2013 года «Банк еды «Русь» практикует розничный фудшеринг: волонтёры ежедневно забирают из кафе и ресторанов непроданные продукты. Также расширяется круг партнёров: реализуются большие проекты по технологии розничного фудшеринга с крупнейшими торговыми сетями страны.
Осенью 2022 года запустили новое направление — агрофудшеринг. Сельскохозяйственные предприятия передают невостребованные, например, неидеальной формы, овощи и фрукты. А работники фонда фасуют и передают их тем, кто не может себе позволить качественные фермерские продукты.
Полина Ефремова: Это произойдёт, если не останавливаться на текущем уровне. Развивать успешную практику «peer-to-peer"-историй как в Санкт-Петербурге, так и в Москве. Тиражировать опыт ритейлеров в сфере B2C, чтобы они приходили в новые регионы.
У нас во Владивостоке мы поняли, что нужно начать со школ. Например, существует обществознание, которое занимается популяризацией науки. Почему бы в план уроков по экологии не ввести занятия по фудшерингу и не начать рассказывать детям про это? А если вернуться к технологиям, то повторюсь, в первую очередь, это пиринговые технологии, которые позволяют сформировать доверие человека к человеку, сформировать комьюнити.
У нас есть идея провести эксперимент на закрытой территории среди относительно незнакомых людей. Мы хотим установить общественные холодильники в кампусе университета для студентов, которые только что поступили в вуз и еще не знакомы друг с другом, живут в разных комнатах. Если им установить холодильники, описать правила пользования, смогут ли они доверять друг другу? Распространится ли эта практика на корпус, на кампус, на несколько корпусов и так далее?
Люди сначала рискуют, когда вступают в контакт, но если этот контакт был успешен, и таких маленьких историй успеха становится много, то среди людей формируется доверие.